Святитель Алексий - небесный покровитель Самары

Cвятый Алексий, чудотворец московский, происходил из боярского рода. Родился в Москве при великом князе Данииле Александровиче1. Отец его - черниговский боярин Феодор Бяконт, а восприемником во святом крещении был сын великого князя Иван Данилович2. При крещении отрок был назван Елевферием. Когда ему было двенадцать лет, случилось с ним чудесное происшествие. Расставлял он в поле сети для ловли птиц и вдруг внезапно уснул и слышит голос: "Зачем, Алексий, напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей". Пробудился отрок, но вокруг никого не увидел и сильно дивился. С тех пор стал отрок Елевферий размышлять о том, что означал этот призыв. С юных лет любил он Бога и вот принял решение - оставить родителей, отказаться от жизни в миру, постричься в монахи, чтобы служить одному Богу. Пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял там постриг. И дали ему при пострижении имя Алексий. Игуменом был тогда святой Стефан3, брат великою чудотворца Сергия Радонежского. Он сам постриг во иноки Елевферия-Алексия, а тому было тогда девятнадцать лет.

Двадцать лет провел святой Алексий в посте и трудах, усердно молился и совершал монашеские подвиги. Многие дивились его усердию и ревности. Он снискал всеобщее уважение и почитание своей богоугодной жизнью. Великий князь Симеон Иванович и митрополит Феогност его любили и почитали. И был он поставлен епископом города Владимира.

После смерти митрополита Феогноста по соборному постановлению избран был митрополитом епископ Алексий. Это было при великом князе Иоанне Иоанновиче4. И послан был святой Алексий в Константинополь к патриарху Филофею для поставления в митрополиты. И поставил патриарх Филофей Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. Вернувшись из Царьграда, принял святитель Алексий правление Русской Церковью, и усугубил свои иноческие подвиги, и был светильником для всех, и всем был примером словом, и делом, и жизнью, и верой, и духом, и любовию.

Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю Московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию что Господь благоволит ему и благословляет его на путь.

Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царица Тайдула видела сон - увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения. Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тандулу, и она тотчас прозрела. Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину.

Через некоторое время снова пришлось митрополиту Алексию идти в Орду. После смерти Джанибека власть захватил его сын Бердибек, жестокий и кровожадный. Он убил двенадцать братьев, чтобы захватить власть, и готовился идти на Русь. И тогда, но просьбе великого князя Московского, отправился в Орду митрополит Алексий и кроткой и мудрой беседой укротил ханскую ярость.

Вскоре скончался великий князь Иван Иванович, и унаследовал власть его девятилетний сын Дмитрий Иванович5. Все заботы о малолетнем князе взял на себя святитель Алексий. В то время великое княжение перешло к суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, который сумел выпросить себе в Орде ярлык на великое княжение. Митрополит Алексий, несмотря на желание великого князя Дмитрия Константиновича, не стал жить во Владимире, а остался в Москве при молодом князе Дмитрии Ивановиче. В Орде в это время была великая междоусобица, ханы убивали друг друга, борясь за власть. В 1362 году ярлык на великое княжение получил снова московский князь Дмитрий Иванович, молитвами и трудами святителя Алексия. Мудрость его, дипломатический талант и неустанная молитва много способствовали процветанию Московского княжества. Он был истинной опорой молодому князю Дмитрию Ивановичу.Свт. Алексий, митр. Московский. Фрагмент иконы. Дионисий. Кон. XV в. (ГТГ)

Труды и заботы о благе Отечества, помощь князю в управлении государством - все это не заслонило от внимания святителя главного его дела - окормления Церкви Российской. Многое попечение имел он о жизни иноческой, о строительстве монастырей и храмов. Построил на берегу реки Яузы храм во имя Нерукотворенного образа Христова, а при храме устроил монастырь с общежительным уставом и вручил игуменство в нем преподобному Андронику, ученику святого Сергия Радонежского. А другой монастырь - в честь чуда святителя святого архистратига Михаила в Хонех6 - построил он в Москве; в Чудовом монастыре завещал святитель Алексий положить свое тело. И другие церкви и монастыри построил святитель, и много дел славных совершил он во славу Божию, и был добрым пастырем духовных своих овец до самой кончины своей.

Святитель Алексий отошел ко Господу 12 февраля 1378 года. Время своей кончины он предвидел; совершив Божественную литургию и причастившись Святых Тайн, мирно простился с людьми и предал Господу свою душу. Тело его с великой честью было погребено в созданном им храме архистратига Михаила. Всех лет жизни его было 85, а на святительском престоле пребывал он 24 года.

Спустя много лет обретены были нетленными его святые мощи. Даже ризы на нем были совершенно целы. Мощи были перенесены в церковь, построенную в честь великого угодника Божия7. От них источаются многие исцеления и подается помощь всем, с верою припадающим к ним, по великому милосердию Божию.

Примечания

1. Великий князь Даниил Александрович - (1261-1303), сын Александра Невского, князь московский, положил начало росту московского княжества.

2. Иван I Данилович Калита - умер в 1340 г. С 1325 г. князь московский, великий князь владимирский с 1328 г. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы.

3. "Святой Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского" - старший брат преподобного Сергия. Овдовев, он сначала ушел вместе с младшим братом Варфоломеем в "пустыню", но, не выдержав тяжелого житья в лесу, покинул брата и ушел в Москву, в Богоявленский монастырь.

4. Великий князь Иоанн Иоаннович - Иван II Иванович Красный (1326-1359), великий князь владимирский и с 1353 г. - московский. Второй сын Ивана Калиты.

5. Димитрий Иванович - будущий великий князь московский Димитрий Донской (1350-1389).

6. "...в честь чуда святого архистратига Михаила в Хонех" - имеется в виду не сохранившийся до наших дней, разрушенный в 20-е гг. нашего столетия Чудов монастырь. Он был заложен в честь чудесного события, произошедшего в IV в. во Фригии, близ города Иераполя. Близ целебного источника стоял храм во имя архангела Михаила. Язычники решили разрушить его. Они соединили две горные реки в одно русло и направили поток на храм. По молитве святого Архиппа, жившего при храме, явился архангел Михаил и ударом жезла открыл расселину, в которую и хлынули воды рек.

7. Мощи святителя Алексия почивали сначала в Чудовом монастыре, затем были перенесены в Успенский собор. Ныне почивают в Богоявленском Елоховском соборе в Москве.