06.01.2020

Рождественское послание 2021

Высокопреосвященнейшего СЕРГИЯ, Митрополита Самарского и Новокуйбышевского, Преосвященным архипастырям, досточтимым пастырям, боголюбивым монашествующим и всем верным чадам Самарской епархии Русской Православной Церкви

«Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти...» (1 Тим. 3:16), «Христос раждается прежде падший возставити образ»

(Тропарь предпразднства Рождества Христова).


Сердечно поздравляю вас, дорогие во Христе собратия, Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивые монашествующие и миряне, с великим, радостным, мироспасительным праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа!

Мы с вами вновь удостоены праздновать это величайшее событие в жизни человечества, как особо великое таинство домостроительства, совершённое нашим Избавителем и Благодетелем. Праздник Рождества Христова вновь обновляет в жизни всего Христианского мира великую радость, возвещённую когда-то ангелами пастырям Вифлеема Иудейского, ибо воплощение Сына Божия есть воистину великая радость для всего человеческого рода. Ведь Господь Иисус Христос пришёл на землю по великой любви Бога Отца к миру. Святой Апостол и Евангелист Иоанн писал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Снова во святых храмах нашей Матери-Церкви и в храмах братских нам по вере и истине Православных Церквей будут раздаваться славословия празднику, вновь запоёт вся верующая христолюбивая полнота: «Придите, узрим идеже родися Христос» – и светло и радостно воссияет день Праздника Рождества Христова.

Священное Писание повествует нам, что Всемогущий Господь сотворил человека по образу и подобию своему, но грех ослушания исказил в нём образ Божий. Возлюбив свои желания более Творца своего, человек уже не мог оставаться в единении со своим источником жизни и сам обрёк себя на страдания и смерть. Казалось, что образ Божий совершенно померк в его сознании. Но если грех удалил человека от Бога, то Бог, желая спасти человека, не удалился от него. Но почему же человечеству пришлось так долго ждать прощения от Бога и искупления своего греха? Ведь, казалось бы, Богу достаточно было одного только слова для разрешения древней клятвы, тяготевшей над человечеством, – «…надобно иметь в виду полезное для людей, а не то принимать в рассуждение, что Богу всё возможно» (Св. Афанасий Великий, Слово второе против ариан). Нельзя было освятить человека насильно – тогда святость потеряла бы свой нравственный смысл и превратилась в безразличное состояние. Ибо невозможно было, чтобы немощный человек сам воссоздал себя, невозможно было, чтобы сам собою получил спасение подпавший под власть греха (Св. Ириней Лионский, кн. 3, гл. 8). Потому-то Господь постепенно приуготовлял род человеческий к Пришествию Спасителя. Потому-то «...Единородный соделался человеком, чтобы, в Себе Самом исправив сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие. Это и было причиной вочеловечения» (Св. Афанасий Великий, толкование на псалом 44-й). Этим и объясняется столь длительное ожидание человечеством обетованного Искупителя. Ожиданием Спасителя преисполнена вся Ветхозаветная история рода людского. О нём, грядущем Искупителе, возвещали пророки, Его ждали Ветхозаветные праведники, Его воспевал Давид в своих псалмах. Святой пророк Исаия предсказывал о Его бессеменном зачатии и крестной смерти, Святой пророк Иеремия говорил о приближающихся днях «Нового Завета», Святой пророк Божий Иезекииль провидел Его воплощение от Приснодевы Марии.

Прошли тысячелетия, и великое предначертание Божие о спасении рода человеческого осуществилось, Боговоплощение совершилось: «…и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины: и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Предвечный сын Божий родился на земле, как сын человеческий, и теперь всем

сынам человеческим открыта возможность стать сынами Божиими по благодати. Тот, Которого предвидели в откровениях, проповедовали и предызображали пророки, Тот, пришествия Которого так жаждали народы земли, – Тот наконец был послан Богом в мир, дабы через Него был спасён этот мир. Дивная ангельская песнь, прозвучавшая при рождении Богомладенца Христа, как начало новой эры в жизни человечества: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!» – вновь зазвучит в этот день в храмах нашей Самарской епархии. Вместе со всей нашей Матерью-Церковью мы вновь будем ликовать в день этого величайшего события, вновь наполнятся духовной горней радостью сердца нашей хранимой Богом паствы.

Но будем помнить, что Чудо Рождества Христова, совершившееся 2020 лет тому назад, побуждает нас, современных христиан, всех верных чад нашей Матери-Церкви, объединить свои труды и молитвы, направив их к милосердному Богу, чтобы рассеялись, как дым, церковные нестроения, ереси, заблуждения и тревоги, связанные с ними, чтобы нам не возвращаться от Божественного света Вифлеемской звезды в хаос бесплодного мрака, существовавший до пришествия Богомладенца в мир.

Неустанным трудом на пажити Христовой на благо мира и добра, сердечной горячей молитвой за страждущих и обездоленных, за ближних и дальних будем возносить славу и хвалу соблаговолившему родитися среди нас Христу Жизнодавцу. События, происходящие сейчас в окружающем мире, не могут не волновать нас и оставлять нас равнодушными. Секулярный мир по-прежнему живёт и устрояет своё бытие отнюдь не по Евангелию и не по Закону Христову. Именно поэтому мы возносим свои молитвы, чтобы рождшийся среди нас Всеблагой Избавитель просветил умы сильных земли, дал бы им мудрость и справедливость к устроению постоянного мира, имеющего большее значение, чем всякого рода попытки устроения земного рая и благополучия.

Посетивший с Первосвятительским визитом в сентябре ушедшего года нашу Самарскую митрополию Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал всем нам важные непреходящие слова: «...хранить в памяти последствия национальной трагедии, происшедшей в России в первой половине XX века, недостаточно – нужно делать выводы. Всё, что произошло с нами сто с лишним лет назад и продолжалось на протяжении большей части века, являет нам величайший пример силы Божественного Промысла. Господь из камней сих может соделать детей Аврааму (Мф. 3:9). Он может чудесным образом изменить жизнь людей и целой страны. Но очень важно, чтобы перемены в нашей личной жизни и жизни общественной никогда не сопровождались той неправдой, той злобой, которая затворяет врата для Божественной благодати. Бог отступает и предаёт нас в наши собственные руки, если своей жестокостью, злобой, ложью мы пытаемся построить счастливую жизнь».

Будем молиться, чтобы наше Богохранимое Отечество, наша Святая Церковь, наша благодатная Самарская земля, её добреподвизающиеся архипастыри и пастыри, монашествующие и миряне молитв ради Пречистыя Владычицы нашей Богородицы, возносимых к плотски младенствующему Христу, хранимы были Им навеки от ересей, расколов и всех противостоящих соблазнов, чтобы вера Христова возвышалась от славы к славе, от торжества к торжеству.

В преддверии нового мироспасительного 2020-го Христова года желаю всем вам духовной радости и любви, Божьего благословения и щедрот на благо нашего Отечества, нашей Матери-Церкви и всех, кто твёрдо и неукоснительно содержит и хранит Святую Православную веру.

МИТРОПОЛИТ САМАРСКИЙ И НОВОКУЙБЫШЕВСКИЙ СЕРГИЙ

Рождество Христово, 2020 год, град Самара


Возврат к списку