21.02.2017

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТА САМАРСКОГО И СЫЗРАНСКОГО СЕРГИЯ

НА СЛЕТЕ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

21 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА, ДЕОЦ «ДРУЖИНА»

Ваше Преосвященство!
Уважаемый Виктор Александрович!
Уважаемые директора школ, заместители, офицеры-воспитатели!
Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы с Вами собрались на этот круглый стол через несколько дней после знаменательной даты. 17 февраля этого года отмечалось 285 лет со дня создания первого кадетского корпуса в России. Вот уже почти три столетия кадетские учебные заведения воспитывают людей, которые во все времена необходимы для любого государства – духовно и нравственно устойчивых, преданных Отечеству, готовых служить ему с детства и до конца своей жизни.

В нашей Самарской митрополии особое развитие получило казачье кадетское образование. И это не случайно. С давних времен казаки верой и правдой служили своему Отечеству, заботились о сохранении его духовно-культурных традиций и защите государственных устоев, сохраняли верность Православной Церкви. В своем обращении на V Международном съезде казаков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Уникальность казаков как сословия в дореволюционной России заключалась в том, что они были одновременно и отважными воинами, и замечательными тружениками-земледельцами. Генетическая, «пуповинная» связь с родной землей и любовь к ней во многом определяли дореволюционный быт казаков, укрепляли их в осознании своей особой ответственности за судьбу Отечества, за судьбу своей станицы и семьи. В казачьей среде закрепились навыки эффективного хозяйствования, дисциплина. Что касается хранения семейных уз, казаки были опорой всего российского общества, давая пример верности и добрых отношений между поколениями. … Казак всегда мыслил себя вольным человеком, но понимание свободы в православном казачестве носило глубоко христианский смысл: она воспринималась не как вседозволенность, не «что хочу, то и ворочу», а как добровольное и самоотверженное подчинение казацкой дисциплине, служение Богу, Отечеству, Церкви Христовой. … Вера — вот основа жизни казачества. Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек лишь «ряженый», он носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком».

Именно Православная вера должна лежать в основе кадетского воспитания, служить духовным стержнем, позволяющим взрастить достойных защитников своего Отечества. Духовное окормление казачьих кадетских учреждений является особенно важным в связи с тем, что важнейшей составляющей казачьей культуры и самосознания всегда был и остается казачий дух, основанный на вере, свободе и доблести. Известная поговорка гласит: «Казак без веры – не казак». Поэтому одним из важнейших условий возрождения казачества является возвращение к традиционным православным духовным ценностям. Применительно к системе кадетского образования этот процесс является особой и самостоятельной педагогической задачей, учебно-воспитательный процесс должен быть в первую очередь направлен на формирование нравственного уклада жизни кадет и соответствующей ему социальной среды, на воспитание казачьей молодежи в духе отечественных ценностей и казачьих традиций. Дети в казачьих кадетских образовательных учреждениях должны получать не только знания, но, самое главное — ценностные установки, нравственные ориентиры, воспитываться в любви к своей Родине, готовности служить на благо Отечества, как это делали их деды и прадеды.

Среди многих дел, совершаемых во благо Православной Церкви, Отечества и казачества, никакое другое так не содействует духовному возрождению и не приближает казаков и других православных людей к Богу как воспитание детей. Возрождение казачества наиболее ярко проявляется в воспитании православного кадета. Православные кадеты – это будущее казачества. Какими будут они, какими мы их воспитаем, таким будет и казачество. В процессе их духовно-нравственного развития в реальном времени, сегодня и ежедневно происходит духовное возрождение казачества, укрепление казачьего духа. Те ценностные отношения, которые формируются у православных кадет, вскоре станут социальными отношениями, сформируют семью, казачью общность, гражданское общество. Воспитание и социализация православных кадет, их полноценное духовно-нравственное развитие – одно из важнейших дел казачества.

Стремясь сохранить внутреннее единство и верность Церкви Христовой, казаки испокон веков преданно служили Отечеству, заботились о сохранении его духовно-культурных традиций и защите государственных устоев.

В XX веке в результате трагических событий в истории России преемство живого опыта и казачьих традиций было в известной степени прервано. Новая атеистическая власть предприняла значительные усилия по «расказачиванию», лишению казаков их самобытных черт, исторической памяти. Слово «казак» не вышло из употребления, но в это понятие стремились вложить иное идеологическое содержание. Милостью Божией в последние десятилетия мы имеем, несомненно, удивительное явление — возрождение казачества, его активное участие в культурной и общественной жизни нашей страны.

За минувшие годы мы наблюдали существенные положительные изменения. Отрадно отметить участие казачьих организаций в поддержании общественного порядка, их серьезную помощь силовым структурам в противостоянии терроризму и наркобизнесу, их вступление в ряды добровольных пожарных. При поддержке казачьих сообществ открываются десятки молодежных, военно-спортивных лагерей. Все это и многое другое, безусловно, говорит в целом об успешной реализации рассчитанной до 2020 года Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. О такой стратегии мы и не мечтали в 1990-е годы. Каждый из вас, кто уже в то время принимал участие в возрождении казачества, знает, с какими открытыми и скрытыми препонами приходилось сталкиваться тем людям, которые отождествляли себя с казачьим сообществом и настаивали на необходимости возрождения казачьей жизни в современной России.

Если мы вспомним историю, казачество как явление формировалось постепенно. Уникальность казаков как сословия в дореволюционной России заключалась в том, что они были одновременно и отважными воинами, и замечательными тружениками-земледельцами. Генетическая, «пуповинная» связь с родной землей и любовь к ней во многом определяли дореволюционный быт казаков, укрепляли их в осознании своей особой ответственности за судьбу Отечества, за судьбу своей станицы и семьи.

В казачьей среде закрепились навыки эффективного хозяйствования, дисциплина, высокого уровня достигло воинское искусство. Что касается хранения семейных уз, казаки были опорой всего российского общества, давая пример верности и добрых отношений между поколениями.

Сегодня изменились реалии жизни казаков, многие из вас живут в городах, но связь с землей сохраняется через ваше воинское служение, направленное на защиту родных просторов, традиционных духовных устоев в жизни народа.

Казак всегда мыслил себя вольным человеком, но понимание свободы в православном казачестве носило глубоко христианский смысл: она воспринималась не как вседозволенность, не «что хочу, то и ворочу», а как добровольное и самоотверженное подчинение казацкой дисциплине, служение Богу, Отечеству, Церкви Христовой.

Хотел бы вновь особо подчеркнуть: определяющей характеристикой казака является именно его внутренний мир, не штаны с лампасами и хромовые сапоги, не шашки и нагайки, не какая-то другая внешняя атрибутика, но подлинно христианское мировоззрение, христианское понимание своего долга и служения.

Вера — вот основа жизни казачества. Если этого нет, если у казака нет полноценной церковной жизни, если нет участия в Таинствах, ежедневной молитвы, христианского образа жизни, то такой человек носит казачьи одежды, но душою остается далек от того, чтобы называться казаком. Казачество призвано быть авангардом православного воинства, и осознание столь высокой ответственности должно придавать вам силы и мужество, чтобы с достоинством нести свое непростое служение.

Если сравнить процесс возрождения казачества с ростом некоего древа, то благие усилия государства задают здесь, образно говоря, темп роста корневой системы. Между тем, крепостью эта система будет обладать благодаря питательным процессам. Не сами по себе корни питают дерево — они впитывают полезные вещества, передают их, и потому древо живет и развивается. В нашем случае, если казаки постоянно пребывают в единстве с Церковью, тогда они впитывают эти полезные элементы, без которых древо казачьей жизни засохнет и ни на что не будет годиться... Повторяю: Православие — это образ жизни для казака, и по-другому быть не может.

Хотел бы отметить, что мне всегда очень отрадно видеть казаков на церковных службах, во время крестных ходов на Пасху, Покров, в День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и в другие праздничные дни.

Радуюсь и тому, что казачья молодежь активно занимается спортом: джигитовкой, рукопашным боем. Члены молодежных казачьих организаций принимали участие в межрегиональном конном походе казаков России, посвященном 70-летию Великой Победы. Все это убедительные примеры того, с каким интересом казачья молодежь приобщается к культурным традициям и истории своего народа.

Одним из важнейших вопросов, стоящих сегодня перед Церковью, государством и казачеством, является вопрос создания целостной системы непрерывного казачьего образования, которая бы способствовала формированию ценностных ориентиров и христианских нравственных идеалов у подрастающего поколения казаков, строилась бы с учетом преемственности духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях всех видов и типов, реализующих казачий компонент — от детского сада до вуза. По милости Божией, при поддержке государства нам удается сегодня создать эту систему.

Хотел бы в связи с этим привести некоторые статистические данные. По информации Министерства образования и науки Российской Федерации, в России системой казачьего воспитания сегодня охвачено более 145 тысяч учащихся в 4 тысячах учебных заведений различного уровня.

В 13 профессиональных колледжах и лицеях (всего 3600 обучающихся) реализуется программа по подготовке к служению в рядах российского казачества. Действует 29 казачьих кадетских корпусов.

Свою деятельность по духовно-нравственному воспитанию казачьи кадетские корпуса осуществляют на основании соглашения с приходами Русской Православной Церкви, и особая роль в этом отводится духовникам. Вся работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется на основании документов, разработанных Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством.

В последние годы через систему Международных информационно-обучающих семинаров Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москвы реализуют модульную программу повышения квалификации. Свидетельства о повышении квалификации уже получили 312 человек, из них — 81 священник.

На базе Первого казачьего университета им. К.Г. Разумовского открыта кафедра «Теология», действует часовня, где студенты-казаки получают возможность приобщения к родным духовным и культурным традициям в вузе.

Все эти цифры убедительно свидетельствуют об эффективности работы, проделанной за минувшие годы Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством во взаимодействии с соответствующими государственными органами. Комитет помогает «встать на ноги» профильным епархиальным отделам, делясь с ними опытом в сфере выстраивания церковно-государственных отношений, обеспечивает священство необходимыми методическим материалами по духовномуокормлению казачьих кадетов и казаков, развивает взаимодействие со СМИ, пастырскиокормляет студентов и преподавателей Первого казачьего университета.

В завершение я хотел бы обратиться к атаманам всех уровней, а также к заместителям атаманов войсковых казачьих обществ, ответственным за взаимодействие с Русской Православной Церковью. Все слова и рассуждения о Христе будут восприниматься рядовыми казаками как совершенно мертвые фразы, если сам атаман — нечастый гость в храме. Атаман должен быть примером для казачьей общины, являя образец подлинно христианской жизни. А если у кого-то из атаманов нет понимания этого, сложите с себя обязанности. Казак, а тем более атаман должен быть воцерковленным человеком, духовным лидером своей казачьей общины.

Полагаю, было бы также весьма полезно организовывать сотрудничество казачьих объединений со светскими общеобразовательными школами, а также с православными школами, действующими при храмах за рубежом. Можно было бы проводить совместные уроки по русскому языку, литературе, географии, внеклассные мероприятия; помогать учителям методическими материалами, а также в организации казачьих классов.

Реестровому казачеству и представителям зарубежных организаций казачества можно было бы устроить летние оздоровительные молодежные лагеря, налаживать систему взаимных обменов школьников и студентов. Думаю, эти серьезные вопросы можно было бы обсудить и на настоящем Форуме.

Хотел бы также сообщить вам, что Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви еще 9 сентября 2015 года принял Концепцию Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. На основании этого документа и будет строиться работа Русской Церкви по взаимодействию с казачьими обществами на всех уровнях.

В заключение я хотел бы всем вам пожелать плодотворной работы, полезных и интересных бесед, а также помощи Божией в ваших добрых делах и начинаниях, чтобы Господь силой Своей помог вам соединить вашу любовь к Отечеству, к казачьим традициям с живой верой. И чтобы помощь Божия, которая была явлена в древнем Константинополе, когда Сама Божия Матерь помогла людям спастись, чтобы эта помощь Божия была вами воспринята как реальность, а не как просто чьи-то красивые слова. Пока у человека нет реального религиозного опыта, он не является человеком верующим. А реальный религиозный опыт приходит через молитву и через общение с Богом. Начните с того, чтобы каждый день утром обращаться к Богу, начните каждый свой день с молитвы. И вы почувствуете, как будет меняться ваша жизнь, как постепенно благодать Божия будет проникать в ваше сознание, в вашу работу, в ваши семьи, устанавливая реальную живую связь с вашими замечательными предками.

Благословение Господне и Покров Царицы Небесной да пребывают со всеми вами неизменно, особенно в этом году, когда 17 февраля, мы отметили 285 лет со дня образования первого кадетского корпуса России.

Выступая на заседании Совета, министр образования и науки России Ольга Юрьевна Васильева уточнила, что система образования казачества насчитывает почти 4 тысячи организаций с охватом более 90 тысяч учащихся, включая школы, детские сады, казачьи детские корпуса, казачьи центры, классы, профессиональные организации и вуз.

Как показала практика, кадеты кардинально меняются после принесения присяги. В их поведении появляется принципиальность, они с большей ответственностью относятся ко всем возлагаемым на них обязанностям и, в первую очередь, к учебе. Появляется братство, объединенное общими интересами и задачами. Это доброе и нужное дело именно для казачьей молодежи.

Образовательные организации, реализующие казачий этнокомпонент, стали очень востребованы в современной России. Об этом свидетельствует количество желающих поступить в данные учреждения. Казачьи кадетские корпуса отличаются тем, что учебно-воспитательный процесс направлен на формирование нравственного уклада жизни кадет и соответствующей ему социальной среды казачьего кадетского корпуса. В создании, поддержании и развитии такого пространства принимают активное участие педагогический коллектив корпуса, сами кадеты, казачье общество, приходы Русской Православной Церкви, семьи обучающихся, представители общественных организаций.

Дети получают в корпусе не только знания, но, самое главное — ценностные установки, нравственные ориентиры, основанные на казачьих

традициях. Выпускники имеют разностороннее, физическое в том числе, развитие, воспитаны в любви к своей Родине, готовности служить на благо Отечества, как это делали их деды и прадеды.

Духовное окормление казачьих образовательных организаций имеет такое большое значение потому, что главным компонентом казачьей культуры и самосознания является казачий дух, основанный на вере, свободе и доблести. Суть казачества именно в духе, остальное к нему прилагается, от него исходит и им укрепляется. «Рожденное из плоти есть плоть, а рожденное из Духа есть дух» (Ин. 3:6). Поэтому духовное окормление — привнесение православной духовности — есть одно из важнейших условий возрождения казачества. Применительно к системе казачьего образования оно является особой и самостоятельной педагогической задачей, направленной на воспитание казачьей молодежи в духе отечественных ценностей и казачьих традиций.

В основе культурно-исторических и духовно-нравственных традиций кадетской педагогики лежала Православная вера, которая служила духовным стержнем, позволившим воспитать из мальчишек-кадет многих замечательных защитников России, "государевых мужей". Именно в таких людях сейчас так нуждается Россия — духовно и нравственно устойчивых, преданных Отечеству, готовых служить ему с детства и до конца своей жизни. Православная вера была в основе и суворовской "Науки побеждать". На наш взгляд, самое важное — заложить в концепцию идеал выпускника-кадета, четко обозначив как этого добиться, заложив мировоззренческие основы, на которых будет воспитан кадет

Казачье кадетское образование является одним из перспективных образовательных направлений, обеспечивающих развитие системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи России. Учитывая большую потребность в казачьем кадетском образовании, количество казачьих кадетских корпусов, школ, классов непременно будет расти.

Уверен в этом вместе с вами.

Спасибо за внимание.


Возврат к списку